Крупнейшие интернет-магазины, образованные в рунете еще во времена зарождения отечественной электронной коммерции, перестают быть профильными. Так, известные магазины ОЗОН и Болеро давно перестали быть книжными лавками, а переросли в онлайн-супермаркеты, в которых сегодня можно купить очень многое. Даже магазин Books.ru, не смотря на свое говорящее название, значительно расширил свое поле деятельности.
Такая же история произошла с открытым несколько лет назад в Петербурге магазином Закажи24.ру. Теперь, этот магазин перестал быть локальным магазином электроники, бытовой и кухонной техники. Ассортимент увеличился в десятки раз, а к географии обслуживания прибавилось несколько крупных городов.
Из этого можно сделать простой вывод — наладив систему продаж и логистику, интернет-магазины получают возможность вводить новые товарные позиции практически без серьезных на то затрат.
Конечно, это по душе постоянным покупателям, которые предпочитают совершать покупки у проверенного продавца. Эта традиция не менее характерна и для обычных покупок, которые мы делаем в реальной жизни, проходя мимо одного супермаркета и почему-то заходя в соседний. Почему? Вряд ли мы всерьез сравниваем цены и даты производства на упаковках молока — это лишь дело привычки, которая дает нам дополнительную уверенность в правильности выбора и спокойствие при совершении покупок.
С достаточной уверенностью можно предположить, что интернет-магазины, даже сегодня, вызывают у покупателей больше вопросов, чем торговые сети в соседнем городе или другой стране. Культура приобретения товаров через интернет, без физической оценки и тактильных и эстетических ощущений, только зарождается. Мы начинаем понимать, как лучше выбирать товар, как найти более экономичный и удобный способ. Но основной барьер для роста интернет-торговли заключается в непрозрачности и многообразии способов оплаты. Если всего несколько лет назад многие магазины торговали в Интернете по принципу наложенного платежа или оплаты курьеру, то сегодня возможности не ограничиваются только пластиковой картой. Массово внедряются электронные платежные системы, среди которых наблюдается динамичная конкуренция. Платежные терминалы и банки, как грибы, появились даже там, где ранее о банкомате можно было только мечтать. Возможность мобильного платежа сегодня предлагают практически все российские операторы, а возглавляют список, в первую очередь, участники крупнейшей тройки.
Что самое главное для потребителя, покупателя?
Наиболее полезной тенденцией для обычных людей — для покупателей — мы считаем активное появление нового типа систем, так называемых шлюзов, которые позволяют совершать электронные платежи в любых валютах централизованно. Сегодня, магазины, подключаясь к платежным агрегаторам, получают возможность принимать платежи любым удобным для покупателей способом: терминалы, sms, кредитные карты, электронные деньги.
Новым витком в развитии электронной торговли станет появление кредитных онлайн-сервисов, некоторые из которых уже сегодня могут предложить клиентам интересные условия.
Таким образом, расширяя свой ассортимент, добавляя новые способы доставки и увеличивая скорость обработки заказов, интернет-магазины переходят к следующей эре — эре массовых электронных платежей. В ближайшем будущем, к развитию этой сферы будут подключены крупнейшие банки и другие финансовые институты, страховые компании и, конечно, мобильные операторы. Активную позицию в процессе занимает и государство.
Электронный кошелек превращается в обычный, хоть и виртуальный, предмет повседневной жизни. Он становится все более защищенным, удобным и многофункциональным.
Tweet |