Рынок онлайн-продаж авиабилетов в России, по сравнению с Западом, пока находится на старте. Люди все больше летают на самолетах, но при этом места заполнены всего на 75%. Доверие к оплате товаров и услуг банковскими карточками также растет. Пассажиры постепенно переходят в покупке авиабилетов из оффлайна в онлайн, но по оценкам экспертов, в России в оффлайне все еще продается около 90% билетов. В 2010 году, по данным крупнейших банков-эквайеров РФ, а также международных платежных систем Visa и MasterCard, в России с банковскими картами было совершено покупок электронных авиабилетов на сумму $1,8 млрд. Это на 80% больше показателя 2009 года. Растут продажи как на сайтах авиакомпаний, так и на сайтах агентств. Но на сайтах агентств все еще покупают ничтожно малую долю билетов. Так, топ-5 авиакомпаний России реализует через онлайн агентства только около 7,9% билетов.
Развитие рынка
С 2008 года на рынке онлайн-продаж авиабилетов ничего нового сделано не было. Появляются сайты с новыми интерфейсами — но не более. Между тем появилось много новых технологий, стало доступным большое количество информации относительно авиаперелетов. Сервисы вводят так называемую «авиабилетную корзину», когда не запрашивается ни количество пассажиров, ни их возраст — иначе блокируется доступ к более дешевым тарифам. Клиент находит рейс, выбирает билеты. После этого система сама подбирает места по минимальной цене. Система самостоятельно подбирает билеты не только «туда-обратно», но и отдельно в одну сторону и отдельно в другую. Например, Air Berlin, зачастую, дешевле купить именно по отдельности. Также, система онлайн-бронирования авиабилетов предлагать полететь разными авиакомпаниями, не входящими в один альянс.
Движение платежей при покупке электронных билетов
При оплате билетов, в 99% случаев деньги покупателя перечисляются напрямую в авиакомпанию, то есть система бронирования не пропускает деньги через себя. Во-первых, это резко повышает лояльность и снижает риск невылета клиента по причине неперечисления денег от продавца/агента в авиакомпанию. Во-вторых, не увеличивает конечную стоимость билета, ведь за снятие денег, так называемый эквайринг, нужно платить.
В Европе эквайринг стоит минимум 1,6% от стоимости билета, а в России от 2-3%. Разумеется, эти траты обычно перекладываются на клиента. Многие сервисы не позволяют передавать карту клиента напрямую в авиакомпанию из-за технических сложностей. Например, любую карточку отдавать авиакомпании нельзя. Для начала нужно определить, не мошенники ли это. В современных системах бронирования билетов, например в OneTwoTrip.com, партнерский банк в связке с платежным шлюзом позволяет применять методы защиты и проверки.
Агенты по бронированию билетов
Сервисы по продаже онлайн-билетов вынуждены работать со многими агентами по всему миру, поскольку стоимость одного и того же билета может быть разной, в зависимости от места его выписки (курсы валют разные, разные тарифные сетки авиакомпаний, разные условия по комиссиям), но билет является виртуальным, соответственно выписать его можно в любой точке мира. Система по каждому поиску пользователя определяет, где билет дешевле, и предоставляет уже проверенную и отфильтрованную информацию.
Ради экономии, многие системы продают билеты только по карточкам MasterCard или Visa и не работают с кошельками вроде Webmoney или Яндекс.Деньги, которые берут дополнительную комиссию с продавца. При этом средства с карты снимаются в той валюте, в которой их продает сама авиакомпания агенту (так, билеты «Аэрофлота» немецкому агенту продаются в евро). Сайты отображают цены относительно официального курса ЦБ, так что иногда случается, что в итоге билет обходится еще дешевле. Если покупатель знает, как работает вся эта система, он может сам искать онлайн-агентства и сайты авиакомпаний в разных странах.
Дискаунтеры, такие как EasyJet, экономят на всем и не выплачивают комиссии агентам, поэтому, зачастую, продают билеты только на своих сайтах. В последнее время появилась тенденция — дискаунтеры стали предоставлять свои тарифы в GDS, но при этом стоимость их выше, чем на сайте самой авиакомпании.
По материалам Петра Кутиса (Anywayanyday.ru, OneTwoTrip.com) для Forbes
Tweet |