Узнайте все об электронных платежах

Интервью руководителя компании ОСМП

Публикуем интересное интервью Владимира Лопатина изданию Деловой Петербург: генеральный директор ОСМП рассказывает о том, сколько денег оставляют люди в платежных терминалах, как меняется размер комиссии и зачем компания пошла на «чистку» рядов своих партнеров.

«ДП»: В конце 2009 года вы заявляли, что собираетесь довести свою долю на петербургском рынке (32% по обороту) до общероссийского показателя — 49%. Удалось?

Владимир Лопатин: Не совсем. В Петербурге высокая плотность терминальной сети и очень много конкурентов. Сейчас здесь работает около 9 тыс. платежных терминалов, из них 3 тыс. — терминалы QIWI.

«ДП»: Как изменилась ваша доля на российском рынке?

Владимир Лопатин: У нас 45% по обороту.

«ДП»: Но в 2009 году было 49%.

Владимир Лопатин: Вот с чем это связано: в апреле прошлого года вступило в действие положение 103 ФЗ, по которому все владельцы терминалов должны были оборудовать их фискальными регистраторами. Положение правильное, хорошее. Но это означало большие одномоментные инвестиции операторов терминальной розницы. В результате часть автоматов перестала работать. Произошел одномоментный спад по всему рынку. В первый месяц количество наших аппаратов — а их было более 100 тыс. — сократилось на 15%. Сейчас их более 110 тыс. Есть и вторая причина: в 2010 году мы перестали сотрудничать с терминальной розницей, работающей не на нашем интерфейсе. То есть с теми, кто берет наши шлюзы, но не поддерживает наш бренд. Мы сознательно пошли на такую чистку рядов.

«ДП»: Вашим основным конкурентом уже давно называют банки. Это они «отгрызли» долю, воспользовавшись ситуацией?

Владимир Лопатин: Банки, присутствующие на терминальном рынке, бывают двух классов. Первые — розничные банки, которые в своих банкоматах предоставляют услуги оплаты. Их доля на рынке невелика, растут они достаточно медленно. Вторые — это банки, которые взяли под свое крыло терминальные сети. Этот бизнес вообще под вопросом.

«ДП»: Почему под вопросом?

Владимир Лопатин: Во многих случаях это, по сути, притворные сделки. Банки предлагают различные варианты договоров уступки, передачи: терминальная сеть продолжает оперироваться теми же владельцами, а банк выступает хозяином терминальной сети только номинально. Это распространенная схема.

«ДП»: Как появление новых дорогих услуг повлияло на размер среднего платежа?

Владимир Лопатин: Он вырос в 2010 году примерно на 15%, до 130 рублей. Пока мы растем больше за счет увеличения количества платежей. Стандартное поведение потребителя — 3 раза в месяц по 100 рублей за сотовую связь. Сотовые платежи у нас составляют около 75% оборота.

«ДП»: Насколько весом для вас такой источник доходов, как реклама на терминалах?

Владимир Лопатин: Это серьезный источник. За рекламой к нам приходит очень много FMCG-компаний (FMCG — товары повседневного спроса — «ДП»), страховые компании, банки. Поскольку мы относимся к new media, нам постоянно приходится преодолевать инерцию: нас пытаются сравнить или с наружной рекламой, или с Интернетом. С Интернетом нас, наверное, не очень правильно сравнивать, потому что у нас показатель, отражающий соотношение количества просмотров рекламы с количеством нажатий, в 10 раз выше, чем там. Когда человек смотрит сайт и видит рекламу, он в принципе не собирается ничего покупать. Мы же всегда имеем дело с человеком, у которого купюры в заднем кармане. Человек готов к покупке. Поэтому степень интерактивности нашей рекламы выше. И эффективность выше.

«ДП»: Какие еще сервисы вы собираетесь охватить?

Владимир Лопатин: Оплату страховых услуг, продажу билетов в кино. В регионах довольно много провайдеров, которых мы хотим подключить к системе в этом году. У нас уже есть 3 тыс. провайдеров в «QIWI Кошельке», 2 тыс. — в терминале. Нам осталось подключить в районе 500.

Наши виртуальные карты VISA дают дополнительную гибкость: это возможность оплаты неподключенных услуг, возможность оплаты через Интернет из другой страны и т.д.

«ДП»: Количество ваших услуг растет, доходы растут. Но и комиссия увеличивается. Почему?

Владимир Лопатин: Дело в том, что комиссия платежной системы, то есть наша, не растет. В связи с фискализацией, ужесточившимся регулированием рынка выросли расходы наших агентов, которые непосредственно владеют терминалами. Чтобы отбить эти расходы, они увеличили внешнюю комиссию. Ближайшая аналогия — торговая наценка. Цена производителя одна, как и наша цена для агентов едина. А наценка розницы варьируется. На центральной улице, возле метро, в ночном магазине спального района она всегда будет выше.

«ДП»: Вы как-то воздействуете на комиссию, можете что-то рекомендовать своим агентам?

Владимир Лопатин: Мы можем говорить им о том, что при разумной комиссии оборот будет больше и доход, возможно, будет больше. Но это не более чем рекомендация, а финальное решение — за владельцем бизнеса, который несет затраты по обслуживанию терминалов.

«ДП»: По вашим прогнозам, комиссия дальше будет расти?

Владимир Лопатин: Если стабилизируются затраты агентов и не будет регулятивных нововведений, то вступят в действие законы конкуренции — то, что мы наблюдали в 2006-2007 годах: когда первые автоматы появляются в городе, на них стоит достаточно высокая комиссия, а по мере охвата города терминальной сетью развивается конкуренция, и комиссия постепенно снижается до приемлемого уровня 4-5%.

«ДП»: Недавно японская компания Mitsui приобрела 14,9% акций холдинга QIWI Ltd. Вы ждете от японцев инвестиций в развитие?

Владимир Лопатин: Их вклад в бизнес двояк: первое — технология, второе — доступ на рынки Азии. Мы на этих рынках люди новые, хотя у нас работает подразделение в Китае, Малайзии, Индонезии. Но опыт работы здесь у нас еще измеряется годами, у них — десятилетиями. С другой стороны, у Mitsui в Японии есть несколько бизнесов, связанных с мобильной коммерцией, с электронной коммерцией. Это страна победившего телефона как средства расчета. У всех на телефонах специальные приложения: можно заплатить за электричку, Интернет, телефон. Телефонные аккаунты связаны с банковскими. Все эти технологии будут полезны для нас. Но не факт, что вещи, которые были созданы на развитых рынках, нужны на развивающихся. Нам, наверное, не нужно кого-то копировать. Нам нужно просто творчески применять наработки.

Факты о компании:
Объединенная система моментальных платежей — лидер российского рынка электронных платежных систем. Входит в холдинг QIWI Ltd. (акционеры: менеджмент — 63,7%, Mail.ru Group — 21,4%, Mitsui — 14,9%). Оборот ОСМП в первом полугодии 2010 года — 160,8 млрд рублей.

Оригинал: Деловой Петербург
Жанна Журавлева

Добавить комментарий

Опрос

Самый удобный электронный кошелек

Результаты


Создание интернет магазинов





assist facebook google iphone mastercard NFC paypal qiwi rbk money ruru visa webmoney Промсвязьбанк авиабилеты альфа-банк альфа-клик безопасность билеты видео виртуальная карта вконтакте вывод средств госуслуги денежные переводы деньги@mail.ru единый кошелек интернет-банк интернет-магазин кредиты купоны моби.деньги мобильный платеж монета.ру мтс обмен пластиковые карты платежные терминалы пополнение счета прием платежей сбербанк скидки социальные сети спец. предложения элекснет яндекс.деньги Новости интернет-магазинов и платежных сервисов

Обсуждение платежных систем

Каталог лучших интернет-магазинов

Товары на аукционах, Мобильный телефон, Коммунальные услуги, Доступ в Интернет, Электроника и бытовая техника, Ж/д и авиабилеты, Билеты на концерты и матчи, Скидочные купоны и бонусы, Программное обеспечение, Подарки и сувениры, Цветы, Одежда и бижутерия, Книги, журналы, учебники, Косметика и парфюмерия, Онлайн-игры, Печать фотографий, Хостинг ...

Обмен и перевод электронных денег

Электронные кредиты WebMoney, Яндекс.Деньги, RBK Money и другие.

Скидки в интернет-магазинах
Следи за скидками в интернет-магазинах и платежных сервисах, покупай товары и услуги по специальным предложениям и плати через Интернет или мобильный телефон

Разместите информацию о ваших скидках

Для размещения пресс-релизов необходимо отправить заявку.

Специальное предложение для интернет-магазинов