По данным совместного исследования НАФИ (Национального агентства финансовых исследований) и компании OMI (Online Market Intelligence), за последний год количество пользователей Рунета, совершающих платежи электронными деньгами (WebMoney, Яндекс.Деньги и др.) сократилось. Также авторы исследования утверждают, что сократилась аудитория пользователей дистанционных платежей в целом.
Между тем, в пресс-службе компании Яндекс.Деньги отрицают факт снижения активности пользователей электронных денег:
- По данным Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), за прошлый год объем пополнения электронных кошельков вырос с 70 млрд. (в 2010 г.) до 125 млрд. рублей (в 2011 г.) это оборот крупнейших систем электронных денег в России (Яндекс.Деньги + WebMoney + QIWI).
В собственной статистике «Яндекс.Деньги» падение пользовательской активности не наблюдается: в феврале 2011 года в Яндекс.Деньгах ежедневно проводилось 80 тыс. транзакций, а летом 2012 года – 120 тыс. транзакций.
Согласно исследованию TNS, проведенному весной 2012 года, электронными деньгами сегодня пользуются 27% россиян, а банковскими картами — 35%.
Противоречие выводов, полученных НАФИ, с данными TNS и финансовыми показателями платежных операторов объясняется различием используемых методик оценки.
В исследовании НАФИ сравнивались результаты опроса двух интернет-панелей («сообщества людей, давших согласие на регулярное участие в онлайн-исследованиях») — в апреле 2011-го и в августе 2012-го — отличающихся как минимум количественно. При этом, о социально-демографических параметрах выборки ничего не сообщается. Респондентам предлагали указать способы дистанционной оплаты, использованные «за последние 12 месяцев». TNS же собирает данные с помощью телефонных интервью, опрашивая выборку, репрезентирующую жителей больших городов (800+ тыс.) от 18 до 45 лет.
В компании «Яндекс.Деньги» обратили внимание на погрешности, возникающие в зависимости от метода опроса:
- Опросы через интернет-панели, «сообщества людей, давших согласие на регулярное участие в онлайн-исследованиях» в последнее время, действительно, стали общепринятым и достаточно качественным источником социологических данных. При этом социологам всегда необходимо помнить о смещениях в результатах, которые привносит любой выбранный метод опроса – будь то онлайн, обзвон по телефонам или поквартирный опрос, и в каждом случае применять соответствующие поправки.
В интернет-панелях, конечно же, по определению завышены удельные доли активных пользователей интернета, доли молодежи и доли жителей крупных городов. Сложным вопросом является и подход исследовательских панелей к привлечению новых участников. Несомненно, что в опросах, посвященных платежам в интернете, ответы участников панелей, рекламирующих себя словами «мы не просто ценим ваше мнение, мы за него платим» будут несколько отличаться от мнения «средних рунетчиков». Величину этого эффекта сложно оценить и учесть, но он, несомненно, существует.
Принимая во внимание все эти факторы, Яндекс.Деньги и TNS выбрали для оценки объёмов рынка не метод онлайн-опроса, а более дорогой и сложный метод телефонного опроса (при этом использовался микс из выборок городских и мобильных телефонных номеров), чтобы избежать смещений. Тот факт, что полученные в ходе опроса показатели совпадают с данными публичной отчётности основных участников рынка, ещё раз подтверждает верность решения о выборе методики коллегами из TNS.
Борис Овчинников, Data Insight:
- Проблема не в погрешности выборки, а в ее качестве. Опросы по онлайн-панелям неизбежно смещаются в сторону более активных и опытных пользователей Интернета. В данном случае еще, видимо, наложился сезонный фактор: респонденты, откликающиеся на приглашение к опросу в апреле и в разгар отпускного сезона, в августе, — это не очень сопоставимые аудитории.
Смещение в сторону наиболее активных пользователей порождает завышенные оценки доли пользователей онлайн-платежами, а проведение опроса в августе, возможно, послужило причиной для несуразного вывода о снижении доли платящих в онлайне .
Что опрос НАФИ поймал точно, так это то, что платежи кредитками и через интернет-банкинг растут быстрее, чем пользование ЭПС (правда, возникает хороший вопрос: куда в этом опросе попадали платежи с карточек через ЭПС), и что растет доля людей, которые пользуются несколькими вариантами платежей.
Так или иначе, издание Pay2.ru не видит причин для падения интереса пользователей к онлайн-платежам, а даже наоборот мы видим все предпосылки для роста как количества пользователей, так и объемов совершаемых ими платежей. На рынке онлайн-торговли и сервиса появляется всё больше игроков, увеличиваются обороты уже существующих магазинов, появляются новые платежные системы, развиваются услуги по выдаче кредитов в электронной форме, подключаются различные государственные и коммерческие предприятия, чей бизнес ранее не имел связей с мгновенными электронными платежами от физических лиц.
Источник материала: Roem.ru
Tweet |