ОАО «РЖД» развивает технологию продажи билетов через Интернет уже на протяжении нескольких лет (услуга по приобретению билетов на поезда дальнего следования через сайт «РЖД» действует с мая 2007 года).
Пассажир самостоятельно выбирает все реквизиты поездки (дату, сообщение, номер поезда, номер и тип вагона) и оплачивает свой заказ банковской картой.
Как получить ж/д билет купленный через сайт РЖД
Получить билет на бланке установленного образца можно в любой кассе дальнего следования или через терминалы самообслуживания, установленные на ряде крупных вокзалов. Сегодня через Интернет можно купить билет на любой поезд «РЖД» и «ФПК» во внутрироссийском сообщении, в сообщении со странами СНГ и Латвии, Литвы, Эстонии, а также на ряд международных поездов в сообщении с Финляндией (направление из России в Финляндию), Францией (направление из России во Францию и обратно), Германией (направление из России в Германию и обратно), Чехией (направление из России в Чехию и обратно).
Популярность услуги по приобретению билетов через интернет растет каждый год. Так, в 2011 году в среднем в день оформлялось порядка 30 тысяч билетов (около 11 миллионов билетов на поезда дальнего следования за год), что в полтора раза больше, чем в 2010 году. Сегодня доля электронных продаж составляет порядка 8% от всего объема продаж билетов на поезда дальнего следования.
Электронная регистрация
С 2009 года ОАО «РЖД» начало внедрять проект «Электронная регистрация» — посадка в поезд без получения в кассе бумажного билета, купленного через интернет. Для этого пассажиру необходимо всего лишь выбрать опцию «электронная регистрация» после покупки билета на сайте компании. Сегодня электронная регистрация доступна на все поезда формирования ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», курсирующие по территории Российской Федерации, а также на поезда в сообщении с Латвией. Услуга электронной регистрации предоставляется пассажирам с начальной станции маршрута следования поезда, а также с посадкой на промежуточных станциях, попадающих в 4-х часовой интервал времени с момента отправления поезда. Система продажи билетов в автоматическом режиме определяет, возможна ли электронная регистрация на станции посадки пассажира и предлагает ее пройти, только если она доступна.
Новые этапы развития электронного билета
ОАО «РЖД» начинает полномасштабную работу по доработке программного обеспечения системы оформления билетов и приобретению необходимого оборудования. В настоящее время уже разработан план-график и концепция по внедрению безбумажной технологии с применением электронного билета. Проект «Электронный билет» будет развиваться в два этапа и рассчитан на 4 года.
Новый приказ Министерства транспорта
Вступивший в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №228 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте» несколько меняет ситуацию, возводя электронный билет в ранг документа строгой отчетности и устанавливает следующее:
Контрольный купон электронного проездного документа является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Возврат электронных билетов
На первом этапе, в середине 2012 года, на сайте РЖД будет реализована возможность возврата билетов на поезда дальнего следования, ранее заказанных и оплаченных через интернет. Также уже с середины 2012 года пассажиры, которые пользуются электронной регистрацией (посадка в поезд без оформления бумажного билета), смогут при необходимости документального подтверждения своих расходов по приобретению билета предъявлять только бланк заказа, распечатанный с сайта компании. Данная услуга будет адресована, например, командируемым пассажирам.
Переоформление проездных документов
Вторым этапом будет реализована возможность переоформления проездных документов на сайте РЖД, ранее заказанных и оплаченных через Интернет.
Tweet |