Реализация столь масштабного и значимого для России проекта, способного сдвинуть с мертвой точки решение многих вопросов не только в области «бумажной волокиты» и электронного правительства, но и электронной коммерции, сбавила обороты и столкнулась с классическими для страны сложностями, которые можно назвать «человеческим фактором». И дело не столько в людях или технологиях, сколько в консервативном подходе.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Илья Массух заявил, что внедрение универсальной электронной карты в России откладывается до января 2013 года в связи с тем, что полноценное применение УЭК напрямую зависит от темпов перехода на новые принципы взаимодействия между всеми ведомствами и организациями, участвующими в проекте.
Презентация инфомата и портала государственных услуг
Илья Массух провел в Красноярске презентацию многофункционального информационного терминала (инфомата) и рассказал об успехах и проблемах в области реализации программы электронного правительства в России.
Самый главный этап проекта, по мнению зам.министра, это третий — когда гражданин может отправлять заявку на госуслуги в электронном виде. Уже в этом году в Красноярском крае совместными усилиями администрации и компаний Ростелеком и Сибирьтелеком должны быть реализованы 17 наиболее востребованных услуг.
Ранее планировалось, что информационные системы государственных органов и организаций, оказывающих государственные услуги в электронном виде, будут отлажены и подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия до середины 2011 года. Позднее, сроки реализации проекта электронного документооборота были перенесены на один год. По последним данным, обнародованным в Минкомсвязи, на сегодняшний день с подготовкой соответствующей инфраструктуры справилось менее половины регионов России. Но до какой именно стадии прогресса удалось дойти организациям за пределами Москвы и Петербурга остается загадкой.
Для полноценной работы проекта по предоставлению госуслуг, кроме всего прочего, необходимо разработать программное обеспечение для терминалов, которые будут считывать с универсальной карты персональные данные и, что не менее важно, электронную цифровую подпись пользователя. Кроме того, должно быть налажено массовое производство самого оборудования для считывания карт.
При комплексном подходе, универсальная электронная карта сможет заменить и объединить в себе большую часть привычных документов: водительское удостоверение, полис социального страхования, ИНН, ОСАГО и многие другие. И дело здесь не столько в самом электронном документе, сколько в подготовке всей государственной и коммерческой инфраструктуры к переходу на новые способы общения и взаимодействия организаций друг с другом.
К сожалению, подобные масштабные проекты полны наивных прогнозов и обещаний, но, к счастью, их реализация — это тяжелая, но всё-таки наступающая реальность.
Первые результаты
Так, в Омске внедряют первые в России терминалы для универсальных электронных карт. С помощью разработанного информационно-сервисного киоска граждане смогут не только совершать любые платежи и получать госуслуги в электронном виде, но и пересылать сообщения по электронной почте и получать видеоконсультации. Главное отличие новых киосков от других терминалов заключается в возможности использования универсальной электронной карты — система автоматически определит паспортные данные, номер пенсионного свидетельства, страхового полиса и ИНН клиента.
Видео
Демонстрация возможностей информационно-сервисного киоска для получения госуслуг на примере записи к врачу в поликлинике. Пока процесс происходит без использования универсальной карты.
Омская администрация собирается установить «инфоматы» во всех общественных местах города уже в декабре 2011 года, а вот первые универсальные карты, согласно новым поправкам к 210-му федеральному закону, жители смогут получить лишь в 2013 году.
Подобные омскому, такие разработки уже ведутся во многих крупных городах России, а первые рабочие образцы были представлены публике еще в 2010 году.
Tweet |